ДЕЛО НЕ В НЕЙРОСЕТЯХ, А В (ОЧЕРЕДНОМ) ИЗМЕНЕНИИ МАСШТАБА ЧЕЛОВЕКА
Один из самых видных философов ХХ века Маршалл Маклюэн в своей работе «Понимание медиа» отмечает, что все создаваемые человеком изобретения по сути являются способом раздвинуть границы наших тел. Колесо - это своего рода продолжение ноги, позволяющее передвигаться быстрее и/или переносить грузы, которые обычный человек сдвинуть бы не смог. Одежда - это продолжение нашей кожи. Удочка - продолжение руки, позволяющее «хватать» рыбу.
Человек не может бежать со скоростью 200 км/час. Феррари до такой скорости разогнаться может. В понимании Маклюэна не стоит разграничивать водителя и Феррари. Феррари в данном случае выступает в роли продолжения тела ее водителя.
Каждое новое изобретение изменяло масштабы человека, позволяя ему делать что-то, чего он ранее делать не мог.
Получившие в ХХ веке распространение новые способы коммуникации и передачи информации Маклюэн считал инструментами расширения нашей центральной нервной системы. Отныне наши органы чувств могли воспринимать не только сигналы от объектов и явлений, находящихся в непосредственной близости. Теперь можно было говорить по телефону с человеком, находящимся по другую сторону земного шара, и делать это так, будто бы он сидит с тобой за тем же кофейным столиком.
По мере развития информационных технологий мы шли дальше. Сейчас, например, мысль о том, что мы отдали машинам функцию хранения информации, кажется абсолютно нормальной. Будто бы так было всегда. Но ведь это не так. Бывали времена, когда вся уже имеющаяся информация о мире сводилась к одной энциклопедии в доме, а все остальное приходилось удерживать в голове.
Вряд ли сейчас кому-то захочется стирать все базы данных, а всю содержащуюся в ней информацию переносить обратно в память человека, заставляя людей учить все наизусть. Этот концепт очень интересно развил Ф. Герберт в своей знаменитой «Дюне» (и последующих книгах серии). В его вымышленной вселенной подобного рода работу выполняют ментаты - специально обученные люди, играющие роль «людей-компьютеров». Можно сказать, что для современного человека принадлежащие ему внешние хранилища данных тоже могут восприниматься как физическое продолжение его нервной системы. Для понимания тезиса предложу простой мыслительный эксперимент: представьте, что вы полностью очистили память вашего телефона и домашнего компьютера. Как ощущения? Некоторые люди говорят, что это бы воспринималось как ампутация, и логика в их словах есть. Ощущение действительно может быть такое, будто бы человека лишили важной части тела.
Границы нашей памяти давно уже проходят не вдоль черепной коробки. Ваша память - это ваша голова + память вашего компьютера + память вашего телефона + облачное хранилище и т.д. Эти элементы образуют целостную систему.
Суть информационного взрыва последних месяцев, связанного с новым поколением нейросетей, я вижу в том, что границы человека вновь расширились. Машины совершили скачок в выполнении операций, которые ранее считались доступными только человеческому сознанию: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.
В этой связи теперь моя креативность - это не свойство исключительно моего сознания и/или нервной системы. Теперь моя креативность - это мое сознание + ChatGPT + MidJorney и т.д. Картинку к этому посту я сделал при помощи нейросети, но я не могу назвать ее единственным автором, ведь без моих вводных система бы ее не породила.
Без нейросети я бы не смог это изображение нарисовать, а без меня нейросеть не смогла бы его сгенерировать.
Не удивлюсь, если спустя лет 10 какой-нибудь писатель объявит о завершении карьеры из-за того, что хакеры сломали его нейросеть, которую он использовал в работе. Как и в том эксперименте с очисткой жестких дисков, потерпевший просто поймет, что без обученной под себя нейросети он чувствует себя неполноценным писателем. Словно бы кто-то отрезал часть его души. И это будет не фигура речи.
В будущем эта связка будет восприниматься так же естественно, как мы сейчас воспринимаем связку «память человека = его мозг + внешние носители». Потомки будут чувствовать себя так, будто бы по-другому никогда и не было.
Мы живем в моменте, в котором наш масштаб вновь расширился. Теперь одному человеку вновь стало под силу то, что раньше требовало работы целой группы неглупых людей. Любое быстрое расширение порождает чувство неустойчивости. Это как на ходули встать - ты стал выше, но поначалу ходить может быть очень трудно. Лишь спустя какое-то время тело начнет воспринимать ходули как часть себя. Они перестанут считаться чем-то инородным.
Нам выпала честь лично наблюдать за тем, как меняется природа фундаментальных вещей, делающих человека человеком. И это дико интересно.